
На сайте Верховной Рады появился текст законопроекта о пенсионной реформе от Кабмина. Главная причина реформы: работающий народ не в силах прокормить пенсионеров, несмотря на то, что юрлица отчисляют каждый месяц в Пенсфонд 37% с каждой начисленной зарплаты, а работающие — еще по 2%. Чтобы пенсий хватило всем и платили их вовремя, из госбюджета идут постоянные дотации (в среднем примерно 2 млрд в месяц). И с этим надо что-то делать: либо увеличивать налоги, либо уменьшать «армию» пенсионеров, повышая пенсионный возраст, а также сокращать размер пенсий тем, кто выйдет на них по новому закону. Главные изменения реформы: женщин хотят отправлять на пенсию, как и мужчин, в 60 лет. Но не с 2011 года, как требует МВФ для выдачи нам очередного транша кредита, а постепенно, добавляя по полгода ежегодно, начиная с 1 февраля 2011 года. Это самый спорный момент реформы. Во многих странах пенсии начинают платить позже, чем у нас, а пенсионный возраст для мужчин и женщин одинаков: в Словакии — 62 года, в Германии, Швеции, Японии — 65, в США — 67... Правда, украинцы в ответ говорят: «Тогда повысьте нам продолжительность жизни».
24 декабря ответственного за реформу вице-премьера Сергея Тигипко заслушают в Раде. Как разъяснила нам нардеп Ирина Горина (ПР), потом законопроект вынесут на всенародное обсуждение, а голосование за него пройдет обязательно до 31 января — к этому времени его должны принять хотя бы в первом чтении. Горина признала, что предложения радикальны и наверняка в проекте произойдут изменения, но ключевые моменты (пенсионный возраст для женщин, увеличенный трудовой стаж), скорее всего, останутся. По мнению депутата Натальи Королевской (БЮТ), надо вводить еще и другой расчет пенсий: «Людей хотят заставить работать больше, но их пенсия от этого не увеличится. А надо как можно быстрее перейти с солидарной на накопительную систему выплаты пенсий, как сделали в Польше, Грузии».
ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА: ДЕСЯТЬ ГЛАВНЫХ НОВИНОК
1. Пенсионный возраст для женщин хотят повысить с 55 до 60 лет. Повышение начнется с февраля 2011 года на полгода ежегодно и продлится до 2020 года. Коснется женщин, родившихся после 31 января 1956 года. Родившиеся с 1 февраля по 31 июля 1956 года пойдут на пенсию в 55 лет и 6 месяцев, с 1 августа 1956-го по 31 января 1957-го — в 56 лет, а с 1 августа 1960 года и позже — уже в 60. Мужчины, как и сейчас, будут уходить на пенсию в 60.
2. Максимальный размер пенсии хотят установить на уровне 12 прожиточных минимумов для лиц, утративших трудоспособность (с 1 января — 9000 грн.). Сейчас «потолка» нет в принципе.
3. Спецпенсии тем, кто имеет право досрочного выхода на пенсию (военные, милиция, СБУ) хотят выплачивать лишь при достижении общеустановленного пенсионного возраста (60 лет), то есть уйти ранбше можешь, но деньги при этом получать не будешь. Срок выслуги для такой пенсии будет повышаться на 1 год ежегодно, начиная с 1 февраля 2011 года и заканчивая 1 февраля 2015-го. Например, если офицер выходит на пенсию до 31 января 2011 года, ему надо прослужить минимум 20 лет, с 1 февраля 2011 года — 21 год, с 1 февраля 2015 года — 25 лет.
4. Минимальный стаж для получения социальной пенсии по возрасту (50% минимальной) хотят повысить с 5 до 15 лет.
5. Минимальный стаж (с которого уплачены взносы в Пенсионный фонд) для назначения пенсии по возрасту хотят повысить с 20 до 30 лет для женщин и с 25 до 35 лет для мужчин.
6. Для мужчин предельный возраст пребывания на госслужбе предлагают повысить с 60 до 62 лет, для женщин — с 55 до 60 лет.
7. Работающим пенсионерам предлагают не выплачивать надбавки к пенсии за сверхурочный стаж (плюс 1% к пенсии за каждый дополнительно отработанный год: свыше 30 лет для женщин и 35 лет для мужчин) и доплаты к прожиточному минимуму при его увеличении.
8. Бюджетникам при выходе на пенсию предлагают единоразово выплачивать матпомощь в размере 10 месячных пенсий.
9. Назначение пенсий предлагают проводить только с заработка (не учитывая, к примеру, матпомощь) и только по данным персонифицированного учета (ведется с июля 2000 года), — сейчас учитывают и зарплату до 2000 года. Размер средней зарплаты по стране, который влияет на размер пенсии, будет определяться за 3 календарных года, предшествующих году обращения за назначением пенсии (сейчас — за 1 последний год).
10. Предлагают ввести накопительную систему обязательного государственного пенсионного страхования, но только тогда, когда бюджет Пенсионного фонда станет бездефицитным — ранее сообщалось, что дефицит ПФ Кабмин планирует устранить с 2013 года. Суть: у каждого работника, кому на дату введения системы будет меньше 35 лет, появится персональный счет, куда работодатель ежемесячно будет переводить часть начислений на его зарплату (сначала 2%, с ежегодным повышением на 1% — до 7%). Выходит, кто больше зарабатывает, у того будет больше персональная добавка к пенсии. Сейчас все 37% начислений идут в «общий котел» ПФ.
Источник данных: законопроект о реформировании пенсионной системы
ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ О ПОВЫШЕНИИ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА
Людмила, продавец, 32 года:
— Несправедливо по отношению к людям. Практически нереально будет доработать до такого возраста. В других странах есть правило, что человек должен прожить на пенсии около 17 лет. А в Украине получится всего 5—10 лет.
Юлия, консультант, 34 года:
— Теперь молодежи сложнее будет устроиться на работу после учебы, ведь места будут занимать старожилы. С другой стороны, старики тоже будут сидеть безработными, если уволят. Сейчас уже в 40 трудно найти работу, а кто захочет брать 55-летних?
Наталья, дизайнер, 25 лет:
— Я надеюсь на себя, думаю открыть счет в негосударственном пенсионном фонде. Поэтому не боюсь реформы. Тем более наши чиновники до моей старости успеют еще несколько раз изменить пенсионный возраст.
Татьяна, печатник, 39 лет:
— Пенсия мне не грозит, я просто не доживу до таких лет. Обидно, конечно, — работаешь всю жизнь за копеечную зарплату, а тут еще и пенсию решили отсрочить. С другой стороны — все равно на нее не проживешь.
"Сегодня" - газета
![]() | ||
"10 шагов мимо людей": основные новации пенсионной реформы | ||
23/12/2010 | ||
Антиконституционный шабаш с прицелом на создание финансовых пирамид
Вполне очевидно, что практически все эти новации прямо противоречат нормам части 3 статьи 22 Конституции Украины, согласно которым "При принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод". На это указывали даже представители Федерации профсоюзов Украины, которую возглавляет народный депутат от Партии регионов Василий Хара, в ходе акции протеста под стенами представительства МВФ в Киеве, состоявшейся 17 августа 2010 г. "Мы хотим, чтоб во время первого этапа мониторинга МВФ в Украине, который будет проводиться в ноябре, изменились условия кредитования, и требуем снятия социальных ограничений, в частности - повышения пенсионного возраста. Это неконституционный акт, что противоречит статье 22 Конституции Украины", - заявил заместитель председателя Федерации профсоюзов Украины Сергей Украинец. Единственным положительным моментом можно считать только решение Кабмина ограничить максимальный размер пенсий для чиновников. В то же время, согласно решению Конституционного суда от 2007 г., эта мера коснется только тех, кто будет оформлять пенсию после 1 января 2011 г. При этом Кабмин хочет ввести накопительную систему обязательного государственного пенсионного страхования, обязав граждан, которым на момент ее внедрения исполнится 35 лет, делать обязательные отчисления в Накопительный пенсионный фонд. Отметим, что для этой категории граждан в Программе экономических реформ на 2010–2014 гг. президента Виктора Януковича предусмотрено повышение пенсионного возраста до 65 лет. Речь идет о переходе ко второму уровню пенсионной системы, как это предусмотрено Законом Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" N1058-IV от 9 июля 2003 г. Как сказано в нормах статьи 1 данного закона, Накопительный пенсионный фонд – это "целевой внебюджетный фонд", который "аккумулирует страховые взносы застрахованных лиц, учтенные на накопительных пенсионных счетах и инвестируемые с целью получения инвестиционного дохода в пользу застрахованных лиц". Согласно нормам статьи 78 "Накопительный фонд создается Пенсионным фондом как целевой внебюджетный фонд" (часть 1), "Административное управление Накопительным фондом осуществляет исполнительная дирекция Пенсионного фонда" (часть 2). На первый взгляд все выглядит чинно и благородно: Накопительный фонд будет получать доходы от инвестиционной деятельности, что позволит ему увеличивать сумму пенсионных выплат своим клиентам. Однако здесь возникает закономерный вопрос: кто даст гарантию, что Накопительный фонд не постигнет участь таких обанкротившихся гигантов как банк "Украина" или Черноморское морское пароходство? Ведь в свое время никто себе и представить не мог, что крупнейший в нашей стране банк и крупнейшее в мире судоходное предприятие постигнет полный крах. Следовательно, если наши сограждане и доживут до 65-летнего возраста, то далеко не факт, что они получат свои пенсии, проиндексированные на размер "инвестиционного дохода". Кроме того, вышеупомянутым законом предусмотрен переход к третьему уровню пенсионной системы – "системе негосударственного пенсионного обеспечения" (статья 2). И здесь возникает тот же самый вопрос: кто может гарантировать, что частные пенсионные фонды не повторят судьбу многочисленных финансовых пирамид, рухнувших как карточный домик? Как писала 17 марта 2003 г. "ИнвестГазета" в материале "Трастовая "лихорадка", по данным Верховного суда, на Украине от деятельности доверительных обществ пострадали 4 миллиона человек, потерявших на трастах в общей сложности $132 млн. Можно вспомнить и более свежие примеры 2008-2009 гг. – крах созданных при тоталитарной секте "Посольство Божье" Сандея Аделаджи финансовых пирамид "ЛеонеБанк", "Кингз Кэпитал" и "Грант". По данным МВД, вкладчики "ЛеонеБанк" потеряли около 8,5 млн. долларов, "Кингз Кэпитал" - 150-180 млн. долларов, "Грант" - около 1,5 млн. гривен. Следует отметить, что негосударственные пенсионные фонды существуют в нашей стране довольно давно, однако, по сведениям СМИ, в 2008 г. количество их участников составило всего лишь 482,5 тыс. человек (при 13 млн. пенсионеров). То есть, граждане нашей страны не доверяют частным пенсионным фондам, предпочитая существующую солидарную систему общеобязательного государственного пенсионного страхования.
Кстати говоря, 7 ноября 2008 г. нижняя палата парламента Аргентины по инициативе президента Кристины Киршнер приняла законопроект, позволяющий правительству страны национализировать частные пенсионные фонды, после чего 25 ноября 2008 г. такое решение поддержал Сенат. Опыт этой латиноамериканской страны особенно важен для нашей страны, поскольку власть, вне зависимости от политического окраса, ведет Украину по "аргентинскому пути". Аргентина приватизировала пенсионные фонды в 1994 г., когда пост президента занимал Карлос Менем, проводивший неолиберальные реформы по рецептам МВФ. Однако за последующие 14 лет более половины частных пенсионных фондов попросту исчезли! Это привело к тому, что сейчас государство вынуждено доплачивать пенсии до минимального уровня значительной части граждан, которые пользуются накопительной системой, поскольку частные фонды не в состоянии обеспечить клиентов достаточной суммой!
Поэтому принимать правительственный законопроект попросту недопустимо, поскольку он изначально является неконституционным. Как и недопустимо планировать повышение пенсионного возраста для участников второго уровня пенсионной системы, чтобы затем заставить их в обязательном порядке делать отчисления в Накопительный фонд.
Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО |

Комментариев нет:
Отправить комментарий